КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКИХ ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

КОНЦЕПЦИЯ

разработки нормативной базы обоснования безопасности морских подводных трубопроводов, как элемента гармонизации нормативно-методического обеспечения проектирования, строительства и эксплуатации трубопроводов

Введение

Настоящая Концепция содержит систему взглядов и положений, определяющих основные аспекты нормативной базы обоснования безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации морских подводных трубопроводов и формирует цели, задачи и направления ее развития.

Концепция разработана с учетом требований «Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года».

Концепция рассматривается как один из ключевых элементов модернизации и технологического развития морского трубопроводного транспорта и повышения эффективности добычи углеводородов на континентальном шельфе.

Концепция формулируется как долгосрочная база разработки системы нормативно-методических документов, регламентирующих и обеспечивающих:

  • безопасность морского трубопроводного транспорта;
  • охрану окружающей среды;
  • экономическую, энергетическую эффективность и ресурсосбережение.

Современное состояние национальной системы стандартов

Отечественные стандарты в указанной области были созданы в период 1981-1998 гг. и впоследствии практически не развивались. В начале XXI века нормативная база начала формироваться путем копирования (перевода) зарубежных нормативных документов. Основополагающим документом стал ГОСТ Р 54382-2011 (актуализированный перевод стандарта DNV OS-F101). По аналогичному принципу заимствования зарубежных норм был создан ряд отраслевых стандартов.

Отдельную группу отечественных стандартов по проектированию морских подводных трубопроводов составляют нормы Российского морского регистра судоходства. Особенность этих стандартов заключается в том, что они основаны на отечественной методологической базе расчетов прочности и устойчивости трубопроводов, не уступающей концепциям расчетов по стандартам серии DNV. При этом следует отметить, что эти стандарты используют методы расчета прочности и устойчивости по допускаемым напряжениям.

В настоящее время нормативную базу морских подводных трубопроводов составляют ГОСТ Р 54382-2011, СП 33.13330.2012, документы Российского морского регистра судоходства НД №2-020301, НД №2-030301 и НД №2-090601, ведомственные документы АО «Газпром», АО «Лукойл» и стандарты организаций.

Фактически сложилась многоуровневая структура государственных и отраслевых стандартов, а также стандартов предприятий, основанных на разных методологических базах. Существовавший ранее единый методологический подход к стандартизации оказался размыт. Нормативные документы разработаны и внесены разными коллективами, в то же время в большинстве содержат однотипные общие требования. При этом нет ранжирования порядка их применения. Имеют место существенные терминологические и методические противоречия стандартов.

С учетом изложенного можно констатировать, что организационно-функциональная система стандартизации морских подводных трубопроводов нуждается в модернизации. Одним из основных аспектов такой модернизации можно считать повышение роли межведомственных экспертных групп и сообществ по стандартизации для реализации целей и задач, предусмотренных настоящей Концепцией.

Ключевым аспектом модернизации является формулировка приоритетов, стратегических целей, задач, принципов и направлений развития национальной системы стандартизации морских подводных трубопроводов.

III. Цели, задачи и принципы развития национальной системы стандартов 

Стратегическими целями развития национальной системы стандартизации морских подводных трубопроводов являются:

  • разработка импортозамещающего пакета Российских стандартов, охватывающего весь жизненный цикл морских подводных трубопроводных систем, основанного на концепции управления сложными системами в условиях неопределенности по критериям безопасности и риска;
  • содействие интеграции Российской Федерации в международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
  • установление технических требований, обеспечивающих безопасность МПТ на всех стадиях жизненного цикла;
  • повышение конкурентоспособности отечественной продукции, работ и услуг, осуществляемых с использованием МПТ или в части МПТ;
  • обеспечение безопасности МПТ в чрезвычайных ситуациях;
  • предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение;
  • содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;
  • совершенствование системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования;
  • содействие экономической интеграции государств - членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств;
  • расширение применения информационных технологий в сфере стандартизации;
  • координация разработки международных, национальных и отраслевых стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации.

Национальная система стандартизации направлена на решение следующих задач:

  • совершенствование организационной структуры стандартизации на государственном и ведомственном уровнях;
  • планирование разработки национальных (национальных предварительных) стандартов и сокращение сроков их разработки, а также внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;
  • максимально возможное применение адаптированных положений действующих международных и отраслевых стандартов и стандартов организаций.

Настоящая Концепция предусматривает организационное и методическое единство с национальной системой стандартизации, с учетом особенностей отрасли морских подводных трубопроводов.

В основе развития системы стандартизации полагаются следующие принципы:

  • применение в установленном порядке на территории Российской Федерации международных и национальных стандартов;
  • максимальный учет мнения заинтересованных лиц при разработке нормативных документов;
  • обеспечение преемственности работ по стандартизации;
  • обеспечение условий для единообразного применения документов в области стандартизации;
  • открытость (прозрачность) процедур разработки документов;
  • обеспечение доступности документов и информации о них для заинтересованных лиц;
  • однозначность понимания требований, понятий и терминов, включаемых в документы;
  • соответствие документов нормативным правовым актам Российской Федерации;
  • прогрессивность и оптимальность требований документов в области стандартизации;
  • обеспечение системности и комплексности информационных ресурсов в области стандартизации с использованием информационных технологий.

Направления развития системы стандартизации

Развитие системы стандартизации и совершенствование ее законодательных основ

1.1. Развитие системы стандартизации в области обоснования безопасности МПТ должно отвечать основным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации, бюджетной стратегии и решениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, касающимся развития реальных секторов экономики, а также международным нормам и правилам, и основываться на внедрении проектных и процессных принципов управления, обеспечивающих открытость системы стандартизации и ее эффективное взаимодействие с потребителями информационных ресурсов в сфере стандартизации.

1.2. Совершенствование нормативной базы обоснования безопасности МПТ предполагает:

  • приведение разрабатываемых документов в соответствие с положениями национальной системы стандартизации;
  • уточнение видов документов по обоснованию безопасности МПТ на основе рекомендаций национальной организации по стандартизации;
  • планирование работ по стандартизации, процедур разработки, утверждения, проверки, пересмотра, отмены и внедрения документов;
  • упрощение процедур и сокращение сроков утверждения стандартов;
  • стимулирование участия нефтегазодобывающих промышленных предприятий и организаций в работах по обеспечению безопасности МПТ, в том числе на принципах частно-государственного партнерства.

1.3. В целях концентрации усилий по развитию национальной стандартизации, однозначного понимания целей и задач национальных стандартов, обеспечения единства терминологии необходимо исключить употребление в национальном законодательстве словосочетания, не относящихся к сфере технического регулирования и аспектам стандартизации.

Приоритетные направления развития стандартизации

2.1. В качестве приоритетных направлений, обеспечивающих технологическое лидерство и устойчивое развитие отрасли добычи и транспортировки углеводородов рассматриваются:

  • разработка системообразующих стандартов управления жизненным циклом морских подводных трубопроводов;
  • совершенствование норм проектных расчетов прочности и устойчивости морских подводных трубопроводов;
  • разработка норм поверочных расчетов прочности устойчивости морских подводных трубопроводов;
  • разработка норм по обоснованию безопасности эксплуатирующихся морских подводных трубопроводов;
  • разработка норм по техническому диагностированию и вероятностному анализу дефектности морских подводных трубопроводов;
  • обоснование и разработка технологий ремонта морских подводных трубопроводов.

2.2. Указанный перечень приоритетных направлений развития стандартизации может корректироваться с учетом изменений общей концепции развития нормативно-методической базы проектирования, строительства и эксплуатации МПТ.

Разработка стандартов в приоритетных направлениях

3.1. Разработка стандартов в приоритетных направлениях должна осуществляться на основе общепринятых отечественных и международных принципов стандартизации, с учетом обеспечения:

  • гармонизации национальных стандартов с международными стандартами;
  • сокращения сроков разработки и обновления национальных стандартов;
  • создания механизма постоянного обновления национальных стандартов на базе передовых международных и отраслевых стандартов, с учетом требований законодательства Российской Федерации.

3.2. При разработке стандартов необходимо обеспечить:

  • концептуальное единство расчетных методов обоснования безопасности с методами расчета трубопроводов по предельным состояниям, согласно требованиям СП 33.13330.2012.
  • единство терминологии и основополагающих требований с ГОСТ Р 54382-2011 и СП 378.1325800.2017;
  • охват всех стадий жизненного цикла морских подводных трубопроводов;
  • оценку влияния неопределенностей переменных на безопасность трубопроводов;
  • оценку безопасности трубопроводов по критериям риска аварий.

3.3. Стандартизация должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

  • недопустимости создания препятствий производству и обороту продукции, выполнению работ и оказанию услуг, предусмотренных Федеральными законами;
  • недопустимости установления требований, противоречащих действующим техническим регламентам;
  • гармонизации стандартов, основанной на согласии всех заинтересованных сторон;
  • обоснованного использования современных положений зарубежных стандартов с учетом особых климатических, географических, технических и технологических особенностей Российской Федерации;
  • обеспечения условий для единого применения стандартов.

3.4. Разрабатываемые стандарты должны предусматривать:

  • обоснования классов безопасности трубопроводов и уровней надежности (вероятностей разрушения) для этого класса;
  • проектные расчеты по определению основных геометрических и рабочих параметров трубопроводов при заданных нагрузках и воздействиях или ссылки на действующие нормы с учетом класса безопасности трубопроводов;
  • поверочные расчеты по обоснованию безопасности в детерминированной и вероятностной постановке, с учетом возможных технологических дефектов и эксплуатационных повреждений, непроектных нагрузок, старения металла, изменений условий опирания, возникновения аварийных ситуаций и других запроектных случаев;
  • использование современных положений теорий прочности, механики деформирования и разрушения, теории риска;
  • использование параметров нагрузок, характеристик механических свойств, коэффициентов запасов прочности, соответствующих отечественной практике строительства морских подводных трубопроводов.

3.5. Разрабатываемые стандарты по методам ремонта трубопроводов должны регламентировать порядок и процедуры обоснования выбора технологии ремонта и оценки безопасности после проведения ремонта. При этом должны учитываться особенности технологии и применяемые средства усиления участка трубопровода.

3.6. Важнейшим аспектом нормативно-методического обеспечения должна стать возможность управления ресурсом подводных трубопроводных систем в условиях неопределенности по критериям безопасности и риска.

Первоочередные работы в приоритетных направлениях

4.1. В качестве первоочередных системообразующих разработок предлагается проведение ревизии существующей нормативной базы, с разделением на следующие группы стандартов:

  • управление жизненным циклом МПТ;
  • требования к материалам, с обоснованиями использования новых конструкционных материалов;
  • требования к методам неразрушающего контроля и обработки информации;
  • проектные расчеты прочности и устойчивости МПТ;
  • поверочные расчеты прочности и устойчивости МПТ с учетом дефектов и повреждений;
  • обоснование безопасности МПТ при проектных, запроектных и аварийных нагрузках;
  • обоснование проведения ремонтов МПТ.

4.2. На основе результатов анализа по п. 4.1 следует разработать проекты стандартов по детерминированным методам обоснования безопасности МПТ и обоснованию безопасности МПТ по критериям риска аварий.

Особые требования

5.1. При разработке стандартов особое внимание должно быть уделено требованиям к обоснованию безопасности МПТ, а также обследованиям и ремонтам МПТ, касающимся специальных процессов, процедур, работ, морских операций, судов и оборудования.

5.2. Стандарты должны разрабатываться на основе обоснованных научных и технических положений, направленных на снижение риска и обеспечение безопасности при эксплуатации МПТ и должны обеспечивать современный уровень организации и проведения соответствующих работ.

5.3. Все основные положения, нормы, требования и правила, изложенные в стандартах, должны быть гармонизированы с аналогами существующей российской и зарубежной нормативной базы.

5.4. Требования к морским работам (обследования и ремонты МПТ, морские операции) должны базироваться на использовании практического опыта разработки и реализации "морских проектов" в нашей стране, а также с учетом применимых норм, правил и требований РМРС, норвежских (DNV) и американских (API) стандартов, рекомендаций Канадской ассоциации стандартов и других источников информации.