НЕФТЕГАЗДИАГНОСТИКА - БЕЗОПАСНОСТЬ МОРСКИХ ПОДВОДНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

Лещенко Виктор Викторович, генеральный директор ООО «НТЦ «Нефтегаздиагностика». Родился 29 апреля 1966 года в г. Ухта Коми АССР. В 1989 году окончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе (МАИ) по специальности «Ядерные энергетические установки космических летательных аппаратов». После окончания института работал в отделении физики плазмы Института атомной энергии им. И.В.Курчатова. Кандидат технических наук. Эксперт высшей квалификации по экспертизе объектов нефтяной и газовой промышленности. Председатель Правления Научно-Промышленного Союза «РИСКОМ» (Управление Рисками, Промышленная Безопасность, Контроль и Мониторинг). Разработчик систем ремонта морских подводных нефтегазопроводов. Автор более 100 статей по тематике промышленной безопасности, соавтор более 90 нормативно-технических документов: методик, технических регламентов, межотраслевых и государственных Стандартов. Имеет многочисленные патенты на изобретения.

По мере истощения запасов нефтегазовых месторождений на материковой части вектор добычи углеводородов смещается в офшор. Это мировой тренд и Россия также наращивает свою добычу на море.

Морская стихия накладывает особую специфику на весь технологический процесс от разведки и добычи до транспортировки добытых углеводородов, где трубопроводный транспорт занимает особое место, как наиболее технологичный и дешёвый.

Морские подводные трубопроводы (МПТ) - крайне ответственные объекты морской инфраструктуры. Это весьма дорогое и сложное сооружение, которое должно гарантированно отработать проектный срок и противостоять сложнейшему комплексу повреждающих факторов. Наиболее значимыми из которых являются наружная и внутренняя коррозия- химическая, биологическая, электрохимическая, циклические переменные осевые нагрузки за счет изменений температуры воды, размывы трассы трубопровода подводными течениями с образованиями провисов трубы и локальных напряжений, достаточно регулярные зацепы якорями судов и многое другое. А с учетом огромных объемов потенциально опасных продуктов, перекачиваемых под большим давлением, важность обеспечения их герметичности и безопасной эксплуатации трудно переоценить.

В силу естественных причин, в СССР и затем в Российской Федерации прежде всего осваивались месторождения на материковой части страны. Системное освоение морских месторождений началось относительно недавно. Этим обусловлено имеющееся серьезное отставание в морских нефтегазовых технологиях от ведущих мировых игроков, прежде всего США, Норвегии, Канады, Австралии, которые имеют многолетний опыт и отработанные технологии.

До недавнего времени в России собственных технологий ремонта МПТ не существовало, и никто системно не задумывался о необходимости скорейшего развития отечественных технологий ремонта МПТ. Вероятно, это было обусловлено, с одной стороны, некоторой недооценкой угроз и рисков, а с другой надеждой на «западные технологии», которые надежны, отработаны и имеются в свободном доступе.

Однако первые же системные внутритрубные обследования МПТ интеллектуальными диагностическими снарядами подтвердили, что не бывает бездефектных конструкций, выявляется достаточно много критически опасных дефектов, а импортные технологии крайне дороги, их закупка — это длительный процесс, а с учетом нынешних санкционных реалий порой просто невозможна.

Сейчас уже абсолютно очевидно, что в связи с активизацией добычи углеводородов на Российском шельфе, и тем более, с учетом наших планов полномасштабного освоения арктических месторождений вопрос развития отечественной системы обеспечения целостности и безаварийной эксплуатации морских подводных трубопроводов (МПТ) имеет критически важное значение. Помимо мероприятий по поддержанию штатной эксплуатации МПТ необходимо иметь в арсенале весь комплекс средств и методов ремонта для гарантированного восстановления несущей способности труб в случае выявления любого вида дефектов для всех типов подводных трубопроводов, на любой случай. Мы должны быть абсолютно уверены, что обладаем полным набором инструментов и технологий, регламентов, стандартов и инструкций, инфраструктурой восстановления и обеспечения безопасной эксплуатации МПТ.

Для исправления сложившейся ситуации группой компаний «Нефтегаздиагностика» была начата системная работа по развитию собственных средств и технологий ремонта морских подводных технологий.

В первую очередь был аккумулирован богатейший опыт и компетенции предприятий, входящих в группу:

  • ООО «НТЦ «Нефтегаздиагностика» - разработчик средств контроля и ремонта МПТ, с собственным конструкторским бюро, лабораторией неразрушающего контроля и группой прочности. Предприятие имеет 25 летний опыт диагностирования и обследования нефтегазопроводов. Сегодня, «НТЦ «Нефтегаздиагностика» одно из ведущих предприятий в области обеспечения промышленной безопасности, имеющее богатейший опыт проведения внутритрубных обследований трубопроводов интеллектуальными диагностическими снарядами - безусловный лидер по внутритрубным обследованиям морских подводных трубопроводов более 80-85% всех российских МПТ.
  • ООО «ПСО «Нефтегаздиагностика» - производитель самых передовых и надежных ремонтных композитных муфт, на счету которой многие десятки тысяч осуществленных ремонтов сухопутных нефтегазопроводов практически во всех нефтегазовых компаниях России и Казахстана.
  • Многопрофильное предприятие ООО «МК_Каскад», на производственных мощностях которого в г. Астрахань образован технологический кластер по производству ремонтных конструкций и непосредственно осуществлению морских подводных операций по ремонту МПТ. Предприятие имеет собственный флот, серьезные мощности по судоремонту, изготовлению металлоконструкций и испытаниям ремонтных технологий.
  • И, наконец, ООО «Северная Морская Компания» (г.Санкт-Петербург») - разработчик морских операций и процедур.

Сегодня в активе группы компаний более 340 успешно осуществленных ремонтов морских подводных трубопроводов в четырёх морях. Разработаны, испытаны и успешно применяются технологии ремонта практически любых типов повреждений и дефектов, обеспечивающие надежность отремонтированного участка выше, чем у бездефектной трубы на весь срок эксплуатации МПТ. Технические решения «Нефтегаздиагностика» не уступают, а по некоторым позициям значительно превосходят лучшие мировые решения, прежде всего по надежности и оперативности ремонта. Некоторые решения не имеют аналогов: для ремонта деформированных участков трубопроводов, для ремонта МПТ с бетонным утяжеляющим покрытием, ремонта сквозных дефектов. Технологии «Нефтегаздмиагностика» прошли многочисленные испытания, экспертизу промышленной безопасности, получили признание Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС), имеют признание Exxon Mobil Corporation и Bumi Armada.

Помимо развития собственно методов и средств ремонта МПТ, крайне важным вопросом является необходимость стандартизации различных технологий и способов ремонта, а также разработка методик их испытания и сертификации.

Очевидно, сегодня зарубежный опыт ремонта МПТ намного богаче и значительно более отрегулирован, имеющаяся нормативная база содержит огромное количество взаимоувязанных, многоуровневых стандартов. Основные признанные законодатели в этой области - DNV, API, ASME, ABS и др. имеют огромный опыт и финансовые ресурсы.

До недавнего времени подобные исследования в России проводились достаточно эпизодически и специализированного нормативного документа по ремонтам морских подводных трубопроводов не существовало.

С целью осмысления мирового и отечественного опыта и выработки единых, стандартизированных подходов в этой области, ООО «НТЦ «Нефтегаздиагностика», начало работу по анализу нормативной базы, конструкторских решений и практических наработок мировых лидеров в данной сфере.

Проведен большой объем исследований, выявлены определенные специфические особенности и различия в подходах к регулированию в зарубежных и отечественных документах.

В качестве основных выводов можно обозначить неизбежность разработки уникальных отечественных нормативных документов. При всем уважении к опыту и наработкам ведущих мировых классификационных и сертификационных инженерных обществ, прежде всего DNV, API, ASME, ABS исторически сложившаяся разница в подходах регулирования и надзора за опасными производствами и объектами не позволяют использование переводных документов без их радикальной переработки. Более того, подходы в иностранных стандартах, разработанных разными обществами, достаточно сильно разнятся между собой, отражая страновую и региональную специфику. Но самым серьезным ограничением для прямого использования зарубежных стандартов является то, что каждый из них имеет сложную многоуровневую перекрестную ссылочную структуру на собственные документы более низкого уровня, что неизбежно приводит к неразрешимым противоречиям с российской нормативной базой- действующими российскими отраслевыми стандартами, правилами и нормами, в том числе с базовыми (ГОСТ Р, ВСН, СТО и др.).

В результате анализа мирового опыта, с учетом, прежде всего, потребностей и интересов Российской Федерации «НТЦ Нефтегаздиагностика» осуществляется разработка и формирование системы нормативно-технических документов, регламентов и мероприятий по аварийному реагированию при возникновении инцидентов на МПТ.

Разработан и введён в действие технологический регламент «Ремонт морских подводных трубопроводов» в интересах ПАО «ЛУКОЙЛ»- первый полноценный отечественный документ по ремонту МПТ.

Внесены дополнения, касающиеся ремонта МПТ в «Правила классификации и постройки морских подводных трубопроводов» и в «Руководства по техническому наблюдению за постройкой и эксплуатацией морских подводных трубопроводов» РМРС.

Разработано более 40 нормативов по всему жизненному циклу выявления и ремонта дефектов МПТ- типовые инструкции, технологические карты, карты выбора ремонтных технологий и многое другое.

На сегодня силами предприятий группы «Нефтегаздиагностика» разработаны, испытаны и сертифицированы технические средства ремонта любых типов дефектов морских подводных трубопроводов, создана производственная инфраструктура, наработан богатый практический опыт подводных ремонтов, разработана нормативно–техническая база. Таким образом сегодня уже можно констатировать создание в России собственной полноценной отрасли ремонтов подводных трубопроводов.