СУДА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ – РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СУДА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ – РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ МПТ И ОБЪЕКТОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР «НТЦ «НЕФТЕГАЗДИАГНОСТИКА», КАНДИДАТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК ЛЕЩЕНКО ВИКТОР ВИКТОРОВИЧ.

В настоящее время ситуация с обеспечением безопасной эксплуатации морских подводных трубопроводов (МПТ) и объектов значительно усложнилась. Техногенные факторы дополнились угрозами террористического воздействия. Международные гарантии и договорённости не работают, правовое поле практически полностью разрушено. В этой ситуации особенно актуальным становится формирование собственной системы реагирования на опасности и обеспечения целостности труб.

В связи с этим Межведомственный экспертный совет по безопасности подводных трубопроводов и объектов (МЭС) совместно с группой экспертов и Департаментом судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России проводит активную работу по концептуальной разработке проектов серии судов специального назначения для ремонта МПТ, обеспечения безопасности подводной инфраструктуры. Очевидно, что для каждого региона требования к подобным судам существенно разнятся.

Для акватории Каспийского моря требования были сформированы следующим образом:

АНАЛИЗ НЕОБХОДИМОЙ ОСНАЩЕННОСТИ СПЕЦ.СУДНА

Выполняемые задачи:

• Позиционирование и стабилизация судна на точке;

• Размыв грунта/ликвидация фриспанов (отсыпка гравием/укладка мешков с песком);

• Обеспечение водолазных работ;

• Обеспечение работ ROW (ТНПА);

• Гидрографические работы;

• Постановка боновых заграждений.

Функционал:

• Выполнение всего цикла ремонтных и регламентных операций за один выход для любых видов ремонта;

• Возможность длительных переходов/смены региона работ;

• Возможность работы на разных операторов;

• Универсальность, возможность выполнения иных операций.

Дополнительные операции:

• Гидрографические работы;

• Водолазное обеспечение;

• Постановка боновых заграждений;

• Транспортные/спасательные операции;

• Вспомогательные работы;

• Патрулирование/дежурство.

Специфика региона эксплуатации судов:

• Каспий/Балтика/Азовское море;

• Черное море;

• Сахалин/Северные моря (ледовый класс, глубины, ROW).

Состав оборудования:

• DP2/трех-четырехточечное раскрепление якорей;

• Достаточный размер палубы;

• ГПМ;

• Погружной насос, гидромонитор;

• Система подвеса внешнего грунтососа;

• Траловая лебедка, для буксируемого оборудования (геодезия); •

 ROW (ТНПМ/LARS/Контейнер управления.

Требования к оборудованию:

• Кран/(оффшорный) – 3-5 тонн;

• Палуба: под 2-4 20футовых контейнера плюс рабочая зона ~ 5*10 м;

• Место для хранения шлангов и бонов; • П-рама для погружного грунтососа (1,5-3т);

• Электрика 150-300 кВт;

• Каюты на 5-15 чел. (без учета экипажа);

• Автономность от 3-5 недель;

• Мореходность/ледовый класс.

Облик судна:

• Компактное, хорошо оснащенное судно;

• Водоизмещение 1500-2000т;

• Тип: Рыбак, ТБС, возможно катамаран.

Все эти параметры и требования к судам выработаны на основании многолетнего опыта проведения ремонтов подводных трубопроводов и подводной инфраструктуры нефтегазодобычи, проведения подводно-технических работ, ликвидации многочисленных разноплановых аварийных ситуаций высокопрофессиональной инженерной командой научно- технического центра «НЕФТЕГАЗДИАГНОСТИКА». С их учетом в 2024 году создан пилотный вариант серии подобных судов.

В настоящее время судно «НЕПТУН» (порт приписки – Астрахань), оборудованное при технической поддержке ЦНИИ «КУРС» и при информационно-консультативном участии Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России успешно осуществляет работы по ремонту и восстановлению целостности и работоспособности объектов нефтегазовых транспортных систем в Каспийском море.

Данная работа создает основу системного подхода к решению актуальных задач по обеспечению безопасности отечественных транспортных подводных систем.